

5
Настоящее методическое пособие представляет опыт обучения людей
старшего возраста в Добролюбовке и Плесецкой центральной библиотеке,
а также содержит рекомендации для специалистов муниципальных
библиотек.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ
Каждой библиотеке, которая будет заниматься обучением
пользователей, следует выработать свою методику. Должны быть четко
определены цели, объем и продолжительность занятий, характер и размер
учебных групп, приемы, способы и формы работы со слушателями.
Кто будет обучать?
Это могут быть сами библиотекари или их
добровольные помощники, волонтеры – важно, чтобы они легко владели
информационными технологиями и могли ответить на вопросы,
выходящие за рамки учебной программы.
Когда четко сформулированы
цель
и задачи
обучения, по окончании
курса несложно определить, как учащиеся усвоили материал, насколько
легко они справляются с предложенными заданиями. Цели обучения
могут быть, например, такими:
формирование навыков
осознанного
поиска информации в Интернете, или уверенного обращения с
коммуникативными сервисами Интернета, или использования широкого
спектра онлайновых услуг и т.д.
Примеры задач обучения:
−
научить работать с веб-браузером;
−
научить сохранять веб-документы и работать с ними;
−
научить пользоваться сетевыми поисковыми инструментами;
−
научить пользоваться федеральным порталом «Государственные
услуги».
Занятия лучше проводить в группах. Даже совсем маленькие
группы (3-4 человека) предпочтительнее индивидуальных уроков. Наша
практика показала, что в группе люди более мобилизованы,
сосредоточены, быстрее усваивают новое. Когда уроки проводятся для
одного человека, они всегда менее продуктивны, т.к. «ученик» надеется
больше на подсказки преподавателя и менее требователен к себе.
Каждое занятие следует проводить по специальному, заранее
составленному плану, состоящему их трех частей: вводная теоретическая
часть, упражнения, которые слушатели выполняют вместе с
преподавателем, и задания для самостоятельной работы. Очередная тема
должна быть логическим продолжением предыдущей. Обязательны
домашние задания – успех обучения во многом зависит от его
непрерывности, многократного повторения одних и тех же операций.